Духовные традиции семьи |
Содержание: Главное условие обретение счастья в семейной жизни 2. Отношение к Матери, почитание Мужского и Женского Начал 3. Стремление к высоким образцам 4. Баланс духовного и физического 6. Целомудрие и воздержание. Сексуальная культура Список использованных источников
С чего начинается жизнь человека? Как правило, с семьи. В семье он получает заботу и любовь, делает первые шаги, приобретает опыт взаимодействия с окружающим миром. Именно семейное воспитание является тем «фундаментом», на основе которого в дальнейшем строится «здание» общественного воспитания и образования. Если фундамент слабый, некачественный, ненадёжный, то сколько бы педагоги ни прикладывали в дальнейшем усилий, крепкое «здание» построить на таком «фундаменте» невозможно. Всё, что происходит в семье, прочно запечатлевается с первых минут жизни ребёнка и потом отражается на его будущей жизни. Это и образ жизни семьи, и эмоциональные реакции членов семьи на разные ситуации, и круг их интересов. Все эти представления, привычки передаются из поколения в поколение, формируя традиции семьи. Семья крепка, прежде всего, духовными традициями. О важности поддержания истинных духовных традиций говорит современный философ Т.Н. Микушина: «В более древние времена люди знали, что без поддержания истинных духовных традиций невозможно успешное развитие общества. Любое общество, из основ которого удалены духовные традиции, обречено на вырождение и вымирание». [1] Семья является основой любого общества. И потому оттого, насколько крепки духовные традиции семьи, зависит процветание общества или его упадок в целом. Семейные традиции направлены на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества. Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия. Они позволяют всем членам семьи почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь. Духовные традиции отражают нравственную позицию всех членов семьи. «Прежде всего в семье должны прорасти самые высокие нравственные идеалы». [1] Каждому человеку в той или иной мере эти традиции знакомы. Они существуют тысячелетиями как нравственные правила, завещанные мудрыми учителями человечества. Они бережно сохранялись и передавались в памятниках древней литературы, в обычаях народов, в религиозных обрядах. И в данной статье мы рассмотрим некоторые из этих традиций. Особенностью данного исследования является обращение к трудам современного русского философа и общественного деятеля Т.Н. Микушиной, таким как «Слово Мудрости», «Ключи к Свободе», «О Любви и сексуальной энергии». А также приводятся высказывания современной святой, католической монахини Матери Терезы (в миру Агнес Гонджа Бояджиу (1910 – 1997).
Вначале рассмотрим, что такое семья и ответим на вопрос, зачем создавать семью. Существует множество определений понятия семья. Если словари середины прошлого века (Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Ушакова) называли семьёй группу живущих вместе близких родственников, то современные энциклопедии расширяют понятие семьи. Так, Философская энциклопедия и Большой энциклопедический словарь дают такое определение: Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. А под браком подразумевается «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу». [3] То есть брак – это своего рода контракт, заключаемый тремя сторонами: мужчиной, женщиной и государством. В нём оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия договора. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих странах освящение брака совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу перед Богом и берут на себя обязанность взаимной опеки «и в горе, и в радости, и в болезни, и в здравии, пока смерть не разлучит». Освящение брака перед церковным алтарём считается очень сильной формой укрепления брака. Помогать своему партнёру, поддерживать его лучшие стороны – это долг каждого супруга. Иначе люди просто сосредотачиваются на ошибках и негативных моментах совместной жизни, а не на творческом потенциале друг друга. В наше время мы наблюдаем обострение многих общественных отношений, в том числе и семейных. А отсюда так много разводов. Но никогда не нужно допускать даже мысли о разводе: пока человек не думаете о разводе, его мысли нацелены на преодоление возникающих проблем. Развод – самый простой способ решения проблем, как кажется супругам. Но он порождает только новые проблемы, новые долги друг перед другом и детьми. Поэтому не нужно позволять затруднениям стать причиной расторжения брака. Человек является ареной борьбы со своим эго. В браке эта борьба особенно остро проявляется, поскольку супруги связаны друг с другом. И каждому из супругов приходится ежедневно контролировать проявление своего эго и находить общий язык с членами семьи, тем самым защищая свой брак.
Формы семьи постепенно менялись в связи с изменением социально-экономических условий жизни общества. Так, в XIX веке в России, где крестьянство представляло собой самый обширный класс, семьи были большими, включали несколько поколений (до четырёх – пяти) и напоминали общину. Такая семья была многосемейной и включала в себя связанные кровным родством несколько семей, живущих вместе и ведущих одно хозяйство под управлением одного человека, который назывался домохозяином. Например, семья воронежского крестьянина Леона Измайлова насчитывала 54 человека. Она состояла из домохозяина с женой (76 и 74 года), 6 женатых сыновей (от 36 до 55 лет), 7 женатых внуков, 9 внуков неженатых, 10 внучек незамужних, 3 малолетних правнуков и 4 правнучек. Всего 26 мужчин и 28 женщин. Многосемейность придавала крестьянскому хозяйству устойчивость и выступала залогом экономического благополучия.
На фотографиях: многосемейная семья начала ХХ века (слева) и современная нуклеарная семья
С развитием научно-технического прогресса и в связи с индустриализацией общества во многих семьях отпала необходимость в тяжёлом крестьянском труде, а вместе с этим и необходимость совместного проживания нескольких поколений. Современная семья по большей части является нуклеарной, то есть такой, которая состоит из родителей и их детей (пока дети не вступили в брак). Причём, когда дети создают свою семью, они стремятся жить самостоятельно, и их семья также становится нуклеарной. Всё чаще возникают семьи, которые живут так называемым гражданским браком. В этом случае мужчина и женщина не регистрируют свой брак, хотя во всём остальном их союз выполняет те же функции, что и оформившая свои отношения семья. На этом общество не остановилось. Представители секс-меньшинств выступают за легализацию однополых браков и их узаконивание на государственном уровне. В обществе идут нешуточные дебаты, возможно ли такое партнёрство назвать семьёй. Но, как сказал один из участников такой дискуссии, проходившей в Литве, «вопрос не в том, будет ли принят этот законопроект, вопрос только в том, когда он будет принят». Таким образом, мы наблюдаем стремительную деградацию института семьи. Всего за каких-то 130-150 лет семья из патриархально-общинной превращается в гражданский брак, неузаконенный перед Богом и перед государством. И, более того, – в сожительство людей одного пола, которые не могут осуществить одну из важнейших функций семьи – детородную. Если так пойдёт и дальше, то через несколько поколений население развитых стран попросту вымрет.
Обратимся к трудам Т.Н. Микушиной: «Задумывались ли вы, зачем вы вступаете в брак? Для чего и с какой целью? Как и в любой другой человеческой деятельности, в вопросе создания семьи очень важен мотив. И если вы вступаете в брак для того, чтобы заниматься сексом и получать на законной основе удовлетворение своих половых инстинктов, то с большой долей вероятности через какое-то время ваша семья станет для вас обузой и буквально пыткой. Потому что то, что вы делаете для получения личных удовольствий и наслаждений, не может принести вам истинного счастья. Если же вы создаёте семью для того, чтобы помогать друг другу идти по жизни и с целью рождения детей, которые были бы воспитаны вами в лучших традициях, то в этом случае ваша семья будет более приближена к идеалу». [1] Таким образом, верным мотивом для создания семьи философ считает помощь и поддержку друг друга, а также рождение детей и воспитание их в лучших традициях. В современном обществе мотивы, по которым люди объединяются в семьи, очень разнообразны. Приведём результат одного студенческого исследования [4].
Таблица 1. Мотивы вступления в брак
Из таблицы видно, что наиболее частыми мотивами вступления в брак являются любовь и общность интересов. Прежде всего, люди ищут любви и надеются через семейные отношения закрепить это чувство. В большей степени молодые люди хотят получать любовь и в меньшей – отдавать, т.е. и в любви, как и в других сторонах жизни общества потребления, присутствует потребительство. Кроме того, многие связывают это чувство с сексуальностью и стремятся получить стабильные и гармоничные сексуальные отношения с партнёром в семейной жизни. Создавая семью, человек надеется найти в ней отраду для своей души и источник счастья. Духовная близость делает супругов по-настоящему счастливыми. Одинаковые или похожие взгляды на жизнь ведут к взаимопониманию. Общие интересы дают множество интересных тем для общения, создают возможность совместной самореализации. Духовное общение способствует взаимообогащению, личностному, интеллектуальному и духовному росту членов семьи. Эмоциональная поддержка и взаимопонимание в семье помогают человеку чувствовать себя более уверенно, спокойно и безопасно, что способствует поддержанию и восстановлению психического здоровья всех членов семьи. Вступая в брак, человек надеется найти в лице своего партнёра верного друга, который будет принимать его таким, каким он есть, поддерживать во всех начинаниях, сопереживать и сочувствовать, разделять все радости и горести. Рано или поздно супруги задумываются о детях, о продолжении своего рода. Семья нужна человеку, чтобы иметь возможность обзавестись потомством, вырастить и воспитать счастливых и здоровых детей. Создание семьи позволяет человеку наладить хозяйственно-бытовую и экономическую стороны жизни. В семье формируется общий бюджет, позволяющий удовлетворять материальные и биологические потребности её членов в питании, приобретении и содержании домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройстве жилища, создание домашнего уюта. У каждого из супругов возникает своя зона ответственности. Налаженный и стабильный быт значительно облегчает жизнь человека, помогает поддерживать членов семьи в случае, если у них возникают экономические трудности. Вспомним пирамиду американского психолога Абрахама Маслоу – модель потребностей человека. [5] Семья удовлетворяет перечисленные выше потребности на всех уровнях: – на физическом уровне реализуются хозяйственно-бытовая и экономическая стороны жизни семьи, дающие удовлетворение физиологических потребностей, физическое здоровье членам семьи, а также удовлетворение сексуальных отношений, приносящих удовольствие, – на уровне безопасности – это эмоциональная поддержка и взаимопонимание, которые придают психологическую устойчивость и психическое здоровье всем членам семьи, – на следующем уровне удовлетворяется потребность в любви и уважении: даже если не все окружающие люди тебя понимают, то в семейном коллективе тебя будут любить таким, каков ты есть; – на уровне самореализации – это самореализация в продолжении рода и воспитании детей. – на пятом уровне человек может осуществить свою миссию в семье, реализуя духовную сторону жизни и помогая близким возвышать их сознание.
Таким образом, мы выяснили, что человек стремится удовлетворить ряд потребностей, создавая семью. А семья как раз и наделена этими функциями. Психологи отмечают около полутора-двух десятков функций семьи. Причём авторы учебников по семейной психологии распределяют их по важности в ином порядке, чем следует из пирамиды А. Маслоу, начиная с репродуктивной и воспитательно-образовательной функции. Затем уже идут (в разной последовательности) коммуникативная, эмоциональная, духовная, хозяйственно-бытовая, экономическая, защитная, статусная, социализации и другие функции. [Приводится по: 6] Репродуктивная функция связана с воспроизводством жизни, то есть с рождением детей, продолжением человеческого рода. Зачатие детей происходит с помощью сексуальной энергии. Воспитательно-образовательная функция связана с формирование личности ребёнка. Также в семье происходит систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена. Родители постоянно влияют на детей, а те, в свою очередь, влияют на родителей и других членов семьи. В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. А также учат обретению качеств: выработке силы воли, умению преодолевать сложные жизненные ситуации, проявлению заботы о старших и младших. В семье происходит распределение обязанностей, приобщение к труду. Приобретается начальный опыт общинной жизни: опыт деления общим или обретения общего с другим человеком. Приходит понимание понятия Общего Блага – сначала как общего блага семьи.
Главное условие обретения счастья в семейной жизни
Итак, от того, насколько правилен мотив в самом начале создания семьи, зависит, будут ли люди счастливы в семейной жизни. А счастливая семейная жизнь чрезвычайно важна для человека. Так, по социологическим опросам российских женщин, именно этот показатель занимает первое место в их шкале ценностей жизни. Но есть одно условие – самое главное условие обретения счастья в семейной жизни. О нём говорит Т.Н. Микушина: «…для того чтобы вы всегда были счастливы в вашей семье, вам необходимо, чтобы на первом месте в вашей семье было поклонение Высшему Нравственному Закону… …когда вы всю свою жизнь подчиняете Высшему Закону, тогда и ваши отношения в семье будут строиться на высоких стандартах морали и нравственности». [1] Следование Высшему Нравственному Закону должно стать главной духовной традицией любой семьи и основой для всех остальных семейных устоев. Без этого условия невозможно осуществить свою миссию в семейной жизни (пятый уровень потребностей – по А. Маслоу).
Рассмотрим шесть основных духовных традиций семьи: 1. Любовь и служение ближнему. 2. Отношение к Матери, почитание Мужского и Женского Начал. 3. Стремление к высоким образцам. 4. Баланс духовного и физического. 5. Радость и позитив. 6. Целомудрие и воздержание. Сексуальная культура. К седьмой традиции мы можем отнести то, что связано с детьми: правильное зачатие, вынашивание, воспитание и образование детей. Но эти вопросы являются темой отдельного исследования.
Распространяйте любовь везде, где бы вы ни находились, – прежде всего в собственном доме. Мать Тереза, святая ХХ века
Конечно, во главе всего стоит Любовь. «…Всё в этой Вселенной основано на великой силе Любви. И всё, что существует в этой Вселенной, существует только благодаря силе Любви. Любовь является основой этой Вселенной». [2] Люди инстинктивно это чувствуют и потому жаждут любви, ищут любви, стремятся получить любовь. Для обретения и закрепления любви люди создают семьи. Но через некоторое время они неизбежно начинают ощущать некое разочарование, поскольку состояние первой эйфории влюблённости притупляется в связи с появлением множества обязанностей и обязательств, связанных с семейной жизнью. Им кажется, что любовь уходит. Так происходит в связи с узким пониманием понятия Любовь. «Вы привыкли испытывать любовь к вашим родителям, к мужчинам и женщинам, к детям. Это всё является разными проявлениями одной и той же Божественной Любви. Но это лишь небольшие проявления, узкие проявления. Я говорю вам о большей Любви. О Любви, которая не разделяет мужчин, женщин, детей, животных и даже неодушевленную природу. Я говорю о Любви, которая простирается неограниченно и вмещает в себя всё Творение, всё, что вас окружает». [2] «Настоящая Любовь не имеет привязанности ни к определённому полу, ни вообще к предмету своей Любви. Это внутреннее чувство, не имеющее привязанности к определённому существу или предмету, это Любовь ко всем, ко всему творению, ко всей Жизни, ко всей Вселенной. <…> И даже тогда, когда к вам приходит первая любовь, очень редко это чувство не окрашено собственническим инстинктом и желанием обладать предметом вашей любви». [2] Действительно, есть разные проявления любви: мы любим наших родителей, детей, мужчин и женщин. Но часто это чувство окрашено собственническим инстинктом, который порождает не чувство любви, а чувство ревности. Семья – лишь стартовая площадка, полигон для развития истинной Любви, которая лишена привязанности к предмету любви. Сначала мы учимся любить близких, свою семью, а затем – и всю большую человеческую семью, всё Творение, любое проявление Жизни, Бога.
Каким образом можно научиться такой истинной любви? Через служение. Сначала через служение своим близким, потом другим людям, потом всей жизни. Служение – высокое понятие. Как осуществить служение близким? Это возможно сделать через самые обычные дела. Главное заключается не в том, что именно мы делаем, а в том, как мы это делаем. «Вы можете начать служение прямо там, где вы находитесь в данный момент… Любое самое мелкое и незначительное дело, которое вы делаете в ваших жизнях, можно делать с великой Любовью. И если вы делаете малые дела с большой Любовью и думаете о том, как ваши близкие и домашние будут рады, когда зайдут в чистое помещение и наденут на себя белоснежные, только что постиранные вами вещи, то вы уже служите» близким. [1] Мать Тереза говорила: «Совершенно необязательно делать великие вещи. Можно делать и маленькие, но с великой любовью». Мы рассмотрели первую духовную традицию семьи – Любовь и Служение ближнему, которая включает важные моменты: – Любовь является основой Вселенной, – истинные отношения в нашем мире возможно построить только на чувстве безусловной любви, – настоящая Любовь не имеет привязанности ни к определённому полу, ни вообще к предмету своей Любви. Это Любовь ко всем, ко всему Творению, – научиться истинной Любви можно через служение (в семье – через служение близким).
2. Отношение к Матери, почитание Мужского и Женского начал
Легко любить дальних, но не так-то легко полюбить ближних. Мать Тереза Рассмотрим ещё одну духовную традицию семьи, позволяющую взрастить в себе истинную Любовь, – это почитание женщины, Матери, а также баланс в семье Мужского и Женского начал. Философ Т.Н. Микушина отмечает: «Истинная Любовь начинается с почитания женщины, Матери. И те чувства, которые вы испытываете к своей матери, могут наложить отпечаток на всю вашу жизнь. Наиболее счастливы те семьи, в которых сложилась традиция уважения к Матери как хранительнице домашнего очага». [2] В ведической культуре, существовавшей около 40 тысяч лет до н.э., уважение к женщине базировалось на двух моментах. Вот как они описываются в книге «Лахири Махасайя – Путеводная звезда Крийя-йоги»: «Во-первых, рождая сына, женщина «создаёт» тот инструмент, с помощью которого предки (т.е. семь поколений предков и семь поколений, которые появятся на свет) могут освободиться от кармических уз… Во-вторых, в священных книгах сказано об этом самым недвусмысленным образом. «Все женщины представляют собой или являются формами Божественной Матери». И все, кто почитает священные книги, подчиняются словам женщин: их следует уважать, потому что они «расширяют» проявления Божественной Матери в земной сфере. Понимание важности этой известной фразы сильно помогает мужчинам продвинуться в их духовной жизни. Другими словами, мужчина не может добиться успеха в духовной жизни, пока он не будет уважать всех женщин, как свою мать, за исключением своей жены. <…> Вне религиозных чувств, когда женщина рассматривается как объект, который мужчина использует в своих целях, теряют смысл цели божественного наследия. Ценность женщины, по Божьему Промыслу, неопровержима и неизменна». [7] Из этого фрагмента мы видим, насколько было сильным почитание женщины в древнеиндийской культуре. Женщина в глазах общества являлась формой Божественной Матери, через женщину происходило проявление Божественной Матери в физическом мире. Ценность женщины была священна и неопровержима. Но с той поры прошло очень много времени. Постепенная деградация сознания многих поколений привела к тому, что во многих культурах Женское Начало было принижено. Большинство известных нам древних культур – культуры патриархальные, в которых мужчина занимал господствующее положение в семье, роде, государстве. Обратимся к истории. Например, согласно одному древнеассирийскому закону, муж имел право за непослушание, лень или отказ от исполнения супружеских обязанностей избить жену, остричь её, выжечь на лбу рабское клеймо или выгнать из дома. [8] В Греции женщины никогда не имели гражданства (т.е. фактически приравнивались к рабам, исключением была только Спарта), они целиком находились под опекой мужчин. В Древнем Риме супружеская измена жены каралась смертью. Опекуном до замужества являлся либо отец, либо ближайший родственник-мужчина, после замужества вся власть переходила к законному супругу. Женщина была предназначена лишь для рождения детей и ухода за мужчиной, но не для любви. Однако древние памятники искусства и литературы свидетельствуют о том, что греки ценили совершенство женского тела и считали, что женщины способны вдохновлять мужчин и влиять на их поведение. [9] Даже в Древнем Китае, где существовала философия даосизма (которая подразумевала равноправие и взаимодополнение начал Ян и Инь, мужского и женского аспектов), женщина занимала низшее положение по отношению к мужчине. Браки обычно устраивались через посредников, и приобретение жены в чём-то напоминало покупку дома в наши дни. Посредник проверял, насколько точным было описание «имущества», например, не было ли у невесты скрытых болезней, достаточно ли приемлемы для жениха её родители; убеждался, что цена справедлива. [10] Как видим, в древние времена в Европе и Азии женщины были полностью порабощены господством мужчин. В большинстве культур женщина считалась началом тёмным, губительным, искушающим. Возможно, первым, кто привнёс новый взгляд на положение женщин, был Иисус Христос. Он показал своим отношением к женщине, что её значимость и важность в глазах Бога не умаляется перед значимостью мужчины. Вспомним, как он спас от побития камнями женщину, уличённую в прелюбодеянии (описано в Евангелии от Иоанна, 8:3-12). Грех этой женщины был поставлен на один уровень с грехами её обвинителей, мужчин. Евангелия свидетельствуют, что Иисус исцелял народ невзирая ни на пол, ни на возраст, ни на статус: «И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех» (Матф., 12:15). Следовали за Христом не только ученики, но и те из народа, кто считал Его своим Господом: «Были [тут] и женщины, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» (Марк, 15:40-41). А ведь Иисуса даже ученики поначалу не понимали, видя, что он разговаривает с женщинами. И хотя Иисус Христос положил начало, которое потрясло привычные стереотипы мышления глубоко патриархального общества относительно женщин, ситуация мало менялась в течение ещё почти двух тысячелетий. В ХХ-м веке «маятник качнулся в другую сторону»: появилось феминистское движение, в котором женщины стали требовать уравнивания их с мужчинами абсолютно во всём. Женская эмансипация привела не только к положительным, а также и к печальным последствиям. В борьбе за свои права женщины стали отвергать сложившуюся модель семьи. Женщине-добытчику или женщине-политику сложно совмещать профессиональные обязанности с тем, что дано ей Природой: рождение и воспитание детей, сохранение домашнего очага, одухотворение семейной жизни. Снова нарушается гармония полов, которая приводит, в том числе, и к сексуальным отношениям лиц одного пола, к сексуальным извращениям. Разрушению института семьи способствовали и другие события. Например, в России – это революции 1917 года. И, лишившись своей основы – веры в Бога, Россия стала уязвима для тех вирусов пропаганды «свободного образа жизни», который пришёл сейчас к ней с Запада. Поэтому так важно возродить институт семьи именно в её нравственной основе и вернуть баланс в почитании Мужского и Женского Начал. Баланс взаимоотношений в семье предполагает понимание каждым из членов семьи своей роли, своего круга обязанностей, которые возникают в связи с особенностями мужской и женской природы. Мужчина физически более силён, чем женщина, а потому традиционно ему принадлежит роль добытчика семьи и её защитника. Женщина, чей организм предназначен для рождения детей, призвана осуществлять эту функцию. От женщины, как от хранительницы домашнего очага, зависит психологический климат семьи, гармония отношений и спокойствие. Дополняя друг друга и не претендуя на главенство в семейном кругу, муж и жена и создают тот самый баланс взаимоотношений. И сам образ жизни такой семьи рождает то пространство, в котором дети впитывают и перенимают модель поведения. То, что будет заложено в семье, отразится потом и на жизни выросшего ребёнка, а когда он создаст свою семью, то перенесёт в неё эту модель. Так создаётся цепочка передачи семейных устоев. Чем более высоконравственны эти устои, тем счастливее жизнь человека, тем более она приближена к Нравственному Закону.
В этой теме почитания Мужского и Женского начал мы можем также сказать о почитании родителей как о духовной традиции семьи. При правильных взаимоотношениях в семье почитание родителей является важной и естественной добродетелью. В заповедях всех религий существовала заповедь уважения к родителям. Причём, часто Бог и родители упоминаются рядом. Приведём примеры. Для индусов почитание родителей являлось священным долгом. Веды говорят: «Почитай Мать как Бога, почитай Отца как Бога». Отметим особое почитание Материнского аспекта в индуистском обществе. «Существовало понятие поклонения пяти матерям: матери, рождающей детей (своей собственной матери); матери Веде (ведамата-сварупини); матери корове (Камадену, дающая пропитание: молоко, молочные изделия, шерсть); матери отчизне, Родине и матери планете, Земле (бхуми-дэви). Мать всегда являлась символом плодородия и процветания», – сообщается в статье исследователя индуизма А.С. Лопатина. [11] В христианстве эта заповедь есть и в Ветхом, и в Новом Завете. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.,20:12). В Евангелии от Марка она упоминается сразу после основных: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать» (Марк,10:19). В Коране о почитании родителей говорится во многих сутрах. «И ваш Господь повелевает, чтоб поклонялись вы Единому Ему и чтоб к родителям своим благодеяли» (Коран, 17:23). «Мы завещали человеку (заботу проявлять) к родителям своим, – во чреве носит его мать, за тягостью испытывая тягость, и от груди в течение двух лет не отлучает. Благодари Меня! – (тебе Я завещаю) и почитай родителей своих» (Коран, 31:14). Согласно учению Будды, существует пять способов, при помощи которых дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям: поддерживать своих родителей; исполнять свои обязанности по отношению к ним; поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции; вести себя так, чтобы быть достойными наследства; приносить религиозные дары родителям даже после их смерти. В одной из сутр приводится пример: «Даже если бы мы носили на одном плече мать, а на другом – отца сто лет и ухаживали за ними, а они бы испражнялись прямо там, то мы не отдали бы долг». В конфуцианстве основное этическое понятие жэнь включало многие добродетели и, прежде всего, сяо – почитание родителей. Родители дают возможность человеку прийти в мир и являются первыми проводниками и спутниками ребёнка в этом мире. Родители дарят свою любовь и заботу. Родители приносят свои интересы и желания в жертву во имя здоровья и счастья ребёнка. Через любовь к родителям ребёнок учится любить своего главного Родителя – Бога.
3. Стремление к высоким образцам
Поскольку главным семейным устоем является следование Высшему Нравственному Закону, то необходимой и естественно вытекающей отсюда духовной традицией семьи будет стремление к высоким образцам. И это очень важное условие для создания правильных семейных устоев, для воспитания детей. Несовершенные образцы окружают нас повсюду в виде рекламы, теле- и радиопередач, фильмов, музыки, сквернословия. Порой мы и сами вольно или невольно участвуем в их создании. Так ли это безобидно для нас, если мы смотрим порнографические фильмы, допускаем сквернословие, присутствуем в обществе людей, допускающих грязные мысли и поступки в отношении женщин и взаимоотношения полов? Философ Т.Н. Микушина предлагает не бороться с некачественными проявлениями мира, а просто отказаться от них и не посылать туда энергию своего внимания. Образовавшееся пустое место постепенно будет наполняться прекрасными образцами – при нашем правильном выборе. Советы о новых подходах к жизненному укладу содержатся в книге Т.Н. Микушиной «Ключи к Свободе», приведём некоторые фрагменты. «Помните, куда направлено ваше внимание, – туда течёт энергия. Поэтому старайтесь направить энергию на культивирование правильных образцов в вашем мире… …на первый план встаёт изъятие из вашего сознания и из окружающей вас обстановки любых небожественных проявлений. Это могут быть картины, фильмы, игры, музыка, содержащие неверные, небожественные вибрации. В ваших жизнях, в учреждениях, которые вы посещаете, в детских садах, школах, учреждениях здравоохранения также очень много старых стереотипов, основанием которым является людской страх и невежество». [12] В книге даётся совет наполнять свою жизнь «молитвой и постом, прогулками на природе и общением с детьми и животными. Созерцайте прекрасное, и под воздействием красоты вы измените ваше внутреннее состояние. Ничто не оказывает такого воздействия на человека, как красота и природа. Берегите и культивируйте правильные образы в ваших жизнях. Старайтесь, чтобы всё, что вас окружает, наполняло вас гармонией и красотой». [12]
4. Баланс духовного и физического
Вы хотите осчастливить весь мир? Идите домой и любите свою семью. Мать Тереза
«Только полная гармония и баланс между духовным и физическим с небольшим преобладанием духовных интересов способны проявить в физическом мире необходимый результат». [2] Сохранение баланса между духовным и физическим – задача не из лёгких. У семьи, как и у любого живого организма, есть свои закономерные этапы развития. Например, когда в семье рождается ребёнок, то всё время и внимание отданы заботе о нём. Духовные интересы родителей могут отодвинуться на второй план – по причине физической усталости и отсутствия времени. А когда дети подросли, родители, как бы стремясь наверстать упущенное, могут чрезмерно увлечься своими интересами, духовными практиками. В той же книге Т.Н. Микушиной содержится предостережение от того, чтобы не впасть в эту крайность. «Только немощные, больные, дети и престарелые подлежат неустанной заботе. Остальные обязаны заботиться и о себе, и о своих ближних. Каждый здоровый мужчина обязан содержать свою семью и оказывать помощь тем, кто нуждается. Не путайте духовный путь и духовные достижения с достижением состояния ничегонеделания… Вам необходимо обеспечить себя и всех тех людей, кто зависит от вас, едой, одеждой, кровом и заботой. Только после этого вы можете заниматься вашими духовными практиками и техниками». [12] Есть и другая очень непростая ситуация, с которой сталкивается большинство семей: когда у супругов возникает разница в духовных устремлениях и один супруг не разделяет духовные интересы другого. Что делать в таких случаях? Каждый такой случай будет глубоко индивидуален, поэтому трудно дать общие для всех конкретные рекомендации. Выбор человека, следующего по духовному пути, будет зависеть от разных причин, от миссии его жизни. Это очень трудное испытание, когда один супруг не понимает другого. «…вас больно ранит то, что самые близкие к вам люди не понимают вас. Это очень трудное испытание. Вы теряете связь с самыми близкими людьми, и вы вынуждены сделать выбор. Вы либо остаётесь в прежней обстановке и приносите в жертву ваше духовное развитие, либо продолжаете следовать по (духовному) пути и приносите в жертву ваши связи с близкими и родными людьми». [12] Получается, что при любом из выборов человек приносит что-то в жертву: либо своё духовное развитие, либо отношения с близкими людьми. Как быть? А если духовный путь является целью жизни, предназначением человека? На самом деле, предназначение, как правило, проявляется ещё в детстве в виде определённых устремлений, необычных ощущений, которые человеку в молодом возрасте трудно интерпретировать. С ним происходят ситуации, которые подталкивают его в направлении его миссии. И только после наработки жизненного опыта он приходит к пониманию и реализации своего предназначения. Примером является жизнь Сергия Радонежского. До пострига в монахи он носил имя Варфоломей. Ещё в юном возрасте в душе Варфоломея возникло желание посвятить себя монашеской жизни. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти. И только после смерти родителей, отдав им свой сыновний долг, Варфоломей последовал зову души и ушёл в глухие радонежские леса, чтобы жить отшельником. Выбор Сергия привёл его к великому подвижничеству. [13] Однако не всем предназначены подобные подвижнические пути. Большинство людей создают свои собственные семьи. Природа использует сексуальные инстинкты для продолжения рода человеческого. Но духовные устремления людей рано или поздно пробиваются, как родник сквозь землю. Оставаясь в семейной жизни, такие люди каждый день приносят «микрожертвы», стремясь создать и удержать баланс между духовным и физическим. Т.Н. Микушина приоткрывает нам один из секретов восхождения по духовному пути: «Поверьте мне, что нет ничего более весомого, что может помочь вам на вашем Пути восхождения… чем ваша помощь ближним. Вы можете даже не идти сами по Пути, а просто помогать идти окружающим вас людям, и вместе с ними вы преодолеете все преграды и все трудности на вашем Пути». [2] Если мы вернёмся к пирамиде А. Маслоу, то поймём, что вот таким образом человек и может в семье реализовать свою миссию – самый верхний уровень потребностей. И в принятии решений нам нужно руководствоваться любовью и чувством ответственности, а также терпением и терпимостью – последние два качества вытекают из качества Любви. Мать Тереза говорила: «Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения – нужно терпеть и прощать». В заключение этого раздела ещё раз вспомним о мотиве. Можно сколько угодно приносить жертв, пытаться проявлять терпение и терпимость, но если мы будем делать это для собственного продвижения, то истинный мотив будет проявляться в раздражении и саможалении. Если же мы в принятии любого решения будем исходить из любви и помощи ближним, тогда этот истинный мотив придаст сил, позволит пребывать в состоянии воодушевлённости и радости вместо ложной унылой жертвенности.
Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям. Мать Тереза
Мать Тереза говорила: «Улыбайтесь друг другу! Улыбайтесь своей жене, улыбайтесь своему мужу и своим детям – неважно, кому вы улыбаетесь, – это поможет вам проникнуться большей любовью к людям». Радость и истинная, безусловная Любовь – две сестры, которые идут рука об руку. В состоянии Любви мы испытываем огромную радость. А испытывая радость, мы поистине проявляем в эти моменты любовь. Культивирование радостного состояния и позитивного взгляда на мир должно стать ещё одной духовной традицией семьи. Высокое состояние радости возвышает наше сознание, а позитивный настрой позволяет преодолевать все беды и печали. Радостный человек – счастливый человек. Счастье – ещё одна сестра Радости. В нашей ежедневной жизни возникает множество проблем, особенно много их в семейной жизни. И если мы будем постоянно сосредоточены только на наших проблемах, то в нашей жизни будут только проблемы, ведь, куда направлены наши мысли, туда течёт и наша энергия. В книгах Т.Н. Микушиной счастье рассматривается как состояние сознания человека и, следовательно, зависит от восприятия им жизненных ситуаций. «Счастье – это просто состояние вашего ума. И даже тогда, когда кажется вашему внешнему уму, что проблемам и заботам в вашей жизни нет конца, если вы сумеете возвысить ваше сознание немного выше, то вы поймёте, что на самом деле вы являетесь самым счастливым существом в этой вселенной. Вам кажется, что я подшучиваю над вами… Поверьте мне, что всё заключается только в вашем сознании и в том, как вы воспринимаете всё, что происходит вокруг вас. И большинство ваших проблем, 99 процентов ваших проблем, вы создаёте себе сами просто тем, что не способны вырваться своим сознанием за рамки окружающей вас действительности». [2] «Вы пытаетесь найти счастье вовне вас. Однако счастье – это состояние вашего сознания. И тогда, когда вы действительно счастливы, то вам ничего не нужно, вы удовлетворены и готовы делиться вашей радостью со всем миром». [2] Казалось бы, простая мысль: счастье зависит от нас самих! Но почему тогда любое препятствие, любая проблема выбивают нас из равновесия, вызывают чувство недовольства, неудовлетворённости? И что может помочь быстро восстановить равновесное состояние и прийти в состояние радости? «Остановитесь и задумайтесь. Ваш мир послушно подстраивается под ваше сознание. Вы получаете из внешнего мира то, к чему устремляетесь. Поэтому если вам удастся изменить ваше сознание, изменить вектор ваших устремлений, то материя, хотя и медленно, но начнёт изменяться и соответствовать новому уровню вашего сознания. Начните с самого простого: проанализируйте, что из того, что вы имеете, делает вас счастливым? От чего из того, что вы имеете, вы можете с лёгкостью отказаться? <…> Вам нужно стремиться к более простому образу жизни. Тогда, когда будет изменяться ваше сознание, вы поймёте, что у вас есть масса свободного времени, которого раньше не хватало. И у вас появится вкус к более правильной пище, более гармоничной музыке. Вы перестанете подстёгивать себя в бешеной гонке по жизни различными допингами. Вы поймёте, что половой акт не является любовью. Вы сделаете очень много открытий в вашей жизни». [2] Но сначала необходимо принять решение и попытаться направить наше сознание по духовному Пути. Итак, что же может нас привести к счастью? Философ даёт советы: 1. Нужно проанализировать, что делает нас счастливыми, и от чего мы можем отказаться. 2. Когда перед нами возникает сложная ситуация, нужно, прежде всего, обратиться к своему сердцу, чтобы услышать изнутри подсказку, как поступить в соответствии с Нравственным Законом. Обычно человек знает, как поступить правильно в той или иной ситуации, не зря в народе говорят: «сердце подскажет», «поступить по совести». Но потом вмешивается ум и говорит: «Ты что, сошёл с ума? Тебе это будет не выгодно. Какая совесть? Какое благородство? Ты потеряешь должность (или ещё что-то из области подобных ценностей, которые вышли на первый план в нашем потребительском обществе)». И человек поступает в соответствии с меркантильной логикой и упускает шанс поступить по совести. Следование Нравственному Закону не приносит никаких выгод с точки зрения человеческой логики. Но это только на первый взгляд. Ведь мы приобретаем иные, настоящие ценности: счастье и душевный покой, начинаем испытывать истинное чувство любви к людям. [Приводится по: 2] 3. Нужно научиться искренне радоваться за других людей: их успехам, достижениям, даже просто тому, что они могут что-то купить, путешествовать и т.д. Этим мы открываем для себя возможность также быть успешными. Научиться этому состоянию радости за другого человека наиболее просто в семье, например, когда мы радуемся успеху наших детей: вот наш ребёнок сделал первый шаг, вот он сказал первое слово, вот он научился читать!.. Это состояние радости за человека фиксируется в нашей душе, и нам легко распространить его и на других людей: соседей, сослуживцев, сотрудников. 4. Если мы продолжим развивать своё позитивное мышление, то мы поймём, что истинное счастье заключается не в материальных вещах, а в служении ближнему. «…истинное счастье заключается в том, что вы способны пожертвовать собой во благо живым существам. <…> Самоотдача и служение – вот те качества, которые вы должны стремиться наработать в себе… Ваше состояние счастья напрямую зависит от того, как успешно вы сможете преодолеть в себе невежество и леность, свойственные большинству человечества на данном этапе». [2] 5. Обрести состояние счастья и радости возможно тогда, когда мы настроены на Божественную волну. В этом случае мы способны возвысить наше сознание до самых прекрасных доступных вам состояний: радости, любви, внутренней гармонии и покоя. 6. Нужно научиться радоваться любым жизненным испытаниям, рассматривая эти испытания не как препятствия, а как возможности нашего развития. Благодарить Бога за посланные испытания, т.к. ими растём!
6. Целомудрие и воздержание. Сексуальная культура семьи
Сексуальная культура семьи должна стать неотъемлемой частью духовных традиций. Именно в отношении сексуальной энергии и в обществе, и в семье происходят наибольшие искажения и подмена понятий. В обществе потребления извлечение удовольствий из любых сторон жизни стало чуть ли не самоцелью. Мы наблюдаем стремление к изысканной пище, модной одежде, роскошным домам и автомобилям, к разнообразию сексуальных утех и другим удовольствиям, часто весьма сомнительным. На самом деле именно недостаток любви в своей жизни люди пытаются восполнить сексуальными отношениями, получением физиологического и эмоционального удовольствия от полового акта. Вопросы сексуальной культуры семьи освещены в книге Т.Н. Микушиной «О Любви и сексуальной энергии». «…вы ощущаете недостаток Любви, и вы пытаетесь компенсировать этот недостаток странными практиками, стимулируя чисто физиологический инстинкт. Поверьте мне, что большая часть искажений Божественной Энергии в физическом мире связана именно с неправильным использованием… сексуальной энергии. …средства массовой информации и стереотипы поведения в современном обществе, даже манера одеваться и вести себя стимулируют неправильное использование вашей сексуальной энергии». [14] «Все стереотипы поведения в вашем обществе и массовая культура не способствуют созданию правильных образцов в этой области. Поэтому необходимо внутреннее осознанное противостояние искушениям. И ни в коем случае не следует расходовать эту драгоценную энергию для получения удовольствий. Идеально было бы использовать эту энергию только для зачатия детей». [14] Философ Т.Н. Микушина подчёркивает, что важно, чтобы супруги состояли в законном браке и не вступали в любые сексуальные отношения со случайными партнёрами и с людьми одного пола с ними. «Почему необходим постоянный партнер, с которым ваши отношения узаконены? Дело в том, что во время исполнения вашего супружеского долга происходит прямой обмен энергией между вами и вашим партнёром. Если во время обычного общения с людьми вы постоянно обмениваетесь энергией, то ваш обмен энергией во время сексуальных отношений усиливается многократно. Фактически, вы обмениваетесь всеми своими энергиями – и хорошими, и плохими». Если же люди бездумно вступают в сексуальные отношения со многими партнёрами, то они так же делятся друг с другом своими «заслугами», как хорошими, так и плохими, а потом всю эту энергетическую «нечистоту» несут в свои семьи. И после этого удивляются, почему у них возникают жизненные проблемы. Т.Н. Микушина особо подчёркивает необходимость и объясняет причину бережного расходования сексуальной энергии, поскольку сексуальная энергия имеет ту же природу, что энергия, используемая для творчества. «Сексуальная энергия имеет ту же природу, что энергия, используемая для творчества, созидания в вашем мире. И когда вы растрачиваете свой сексуальный потенциал для наслаждения, то вы тем самым лишаете себя творческой энергии, вы сами ограничиваете своё развитие. И, фактически, большинство населения уже к своим зрелым годам настолько опустошено вследствие злоупотребления сексуальной энергией, что совершенно не способно к высшей созидательной деятельности. Оно просто не способно стать не только сотворцом с Богом, но и выполнять обычную для вашего мира творческую работу». [14] То есть, растрачивая энергию ради получения удовольствий, мы опустошаем свой энергетический «резервуар», и у нас не хватает энергии на любую созидательную работу, даже на самую простую, не говоря уже о высоком творчестве. В доказательство необходимости бережного расходования сексуальной энергии вновь приведём пример того, как относились к этому вопросу в древнеиндийской культуре: «До семи-восьми лет ребёнок воспитывался в семье. Его воспитывали родители и обучали основам семейных традиций. Затем в семь или в восемь лет мальчик попадал на обучение в монастырь, где он обучался Йоге, в том числе, нравственному, моральному закону. И так продолжалось до 25 лет. Получается, около 17 лет человек обучался Йоге. В том числе – и самое главное, чему он обучался – это управлять сексуальной энергией. Он приучался к тому, чтобы использовать её только в Божественном случае. То есть до 25 лет человек вёл целомудренную жизнь. В 25 лет наступал период, когда люди вступают в брак. До брака – никаких отношений, никакого неправильного использования сексуальной энергии не было». [7] Таким образом, важнейшей духовной традицией семьи должно стать целомудрие и воздержание!
Создание и следование духовным традициям является залогом счастья жизни семьи и здоровья всего рода на протяжении многих поколений. Поскольку семья является основой любого общества, без поддержания истинных духовных традиций в семьях невозможно и успешное развитие общества. От того, насколько крепки духовные традиции семьи, зависит процветание общества или его упадок в целом. Духовные традиции отражают нравственную позицию всех членов семьи. Прежде всего в семье должны прорасти самые высокие нравственные идеалы. Поэтому не может не радовать тот факт, что в разработанной правительством «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» в качестве приоритетной задачи в сфере воспитания детей обозначено «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». [15] Но для того чтобы эти слова не остались только на бумаге, каждому жителю России необходимо приложить усилия для укрепления нравственности в семьях и в обществе в целом.
Список использованных источников
1. Слово Мудрости-20 / Т.Н. Микушина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2017. – 72 с. 2. Слово Мудрости. В 3-х т. / Т.Н. Микушина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2011. 3. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. академика РАН Осипова Г.В. – М., 1995. 4. Взаимоотношения супругов в молодой семье (Электрон. данн.) / Информационно-образовательный портал Veni Vidi Viki [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vevivi.ru/best/Vzaimootnosheniya-suprugov-v-molodoi-seme-ref140423.html (дата обращения: 20.09.2016). 5. Козлов Н.И. Пирамида потребностей Маслоу (Электрон. данн.) / Психологос [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/piramida_potrebnostey_maslou (дата обращения: 17.09.2016). 6. Андреева Т.В. Семейная психология: Уч. пособие. – С-Пб.: Речь, 2004. – 244 с. 7. Свами Сатьяшварананда Гири «Лахири Махасайя – Путеводная звезда Крийя-йоги» (Электрон. данн.) / Библиотека здоровья и саморазвития [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/39643/ogl.shtml (дата обращения: 03.05.2017). 8. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. По следам исчезнувших культур Востока. – М.: Наука, 1990. – С. 179-180. 9. Буассье Г. Цицерон и его друзья. Очерк о римском обществе времён Цезаря. – СПб: Иванов и Лещинский, 1993. – С. 448. 10. Гендерный аспект в Древних Китайской и Индийской цивилизациях (Электрон. данн.) / Geum.ru [Электронный ресурс]. – URL: http://geum.ru/aref/206-1-tema-genderniy-aspekt-drevnih-kitayskoy-indiyskoy-civilizaciyah-problema-vzaimootnosheniy-polov-drevne-ref.htm (дата обращения: 29.03.2017). 11. А.С. Лопатин. Индуизм как система духовных ценностей в постсоветской России (Электрон. данн.) / Вestreferat.ru [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bestreferat.ru/referat-104038.html (дата обращения: 29.03.2017). 12. Ключи к Свободе / сост.: Т.Н. Микушина, О.А. Иванова, Е.Ю. Ильина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2013. – 248 с. 13. Сергий Радонежский (Электрон. данн.) / Большая биографическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/111867/Сергий, (дата обращения: 03.05.2017). 14. Микушина Т.Н. О Любви и сексуальной энергии. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2016. – 100 с. 15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р). |
« Пред. | След. » |
---|