Главная arrow Публикации arrow Статьи arrow Единство нравственных заветов в учениях и религиях мира

Единство нравственных заветов в учениях и религиях мира


 

Доклад на Первом Съезде Международного Общественного Движения

«ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» 24 мая 2014 г.

 

Сегодня мы с вами говорим о значимости нравственности. Понятие нравственности всё так же актуально, как сотни, тысячи и десятки тысяч лет тому назад.

Что же происходило, когда в разные исторические времена падало сознание народов?

Тогда на Землю приходили Великие Учителя, чтобы поднять сознание народов на новый уровень. Они приходили как основатели Учений, из которых в дальнейшем создавались религии. Они оставляли людям Божественные Заповеди – основы тех справедливых духовно-нравственных Законов, на которых держится порядок во всём мироздании.

Все заповеди духовных Учителей были направлены на то, чтобы помочь людям победить в себе низшее и дать возможность проявиться высшему.

Именно Нравственный Закон лежит в основе всех религий.

Попробуем найти общее в нравственных заветах, оставленных нам Учителями разных религий и учений.


 

1. Золотое правило нравственности

 

И первое, что присутствует в каждой религии, выраженное в той или иной форме, – Золотое правило нравственности. Это фундаментальное правило нравственности, отражающее нравственное требование: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Оно возникает в середине первого тысячелетия до нашей эры и наиболее ярко вопло­щает происшедший в то время гуманистический переворот. Своё название золотого оно получило в XVIII веке в западноевропей­ской духовной традиции.

Это правило появляется порой одновременно и независимо друг от друга в различных культурах: в индуизме, буддизме, иудаизме, христианстве, исламе, конфуцианстве, в высказываниях античных философов – что говорит о единстве источника.

В разных формулировках оно встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды.

Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Из древнегреческих источников следует указать на «Одиссею» Гомера и «Историю» Геродота, а также в той или иной форме Золотое правило нравственности встречается у Фалеса Милетского, Гесиода, Сократа, Платона, Аристотеля и Сенеки.

В Библии оно упоминается в Нагорной проповеди в такой формулировке: «Итак, во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Также это правило неоднократно повторяли апостолы (ученики) Иисуса Христа.

В Коране Золотое правило не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

Раз возникнув, Золотое правило нравственности прочно вошло в культуру и массовое сознание, осело в виде пословиц. Так, русская пословица гласит: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Это правило чаще всего осмысливалось как основополагающая, важнейшая моральная истина, средоточие практической мудрости и было одним из постоянных предметов этических размышлений.


 

2. Единство нравственных Заветов

 

Законы Ману.  

Книга «Законы Ману» считается самой древней из известных на Земле книгой, содержащей нравственные предписания. Это книга доведийского периода, т.е. ей более 4,5 тысяч лет. Книга была сильно сокращена теми, кто передавал её последующим поколениям, а до нас дошли лишь её фрагменты. Нам же интересен тот факт, что книга существовала уже около 4,5 тысячелетий назад и содержала нравственные заветы.

«Смирение, воздаяние добром за зло, умеренность, честность, чис­тота, обуздание чувств, знание Шастр (священных книг), знание верхов­ной души, правдивость и воздержание от гнева – таковы десять добро­детелей, из которых состоит долг... Те, кто усвоят эти десять заповедей долга, и, усвоив их, будут их соблюдать в жизни, достигнут высочайше­го состояния» (Законы Ману. Кн. VI, шл. 92)».

 

Законы Моисея.

Нравственные законы, которые принёс людям еврейский пророк Моисей, изложены в Ветхом Завете, в двух книгах Пятикнижия Моисеева «Исход» и «Второзаконие». По преданию, Моисей, духовный вождь евреев, получил на горе Синай каменные скрижали с десятью Божьими Заповедями. Эти Заповеди чтят не только евреи, но и христиане всего мира. Приведём их в некотором сокращении.

«1. Да не будет у тебя других богов (кроме Господа). 2. Не делай себе кумира. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. Наблюдай день субботний. 5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни всякого скота его» (Исх. 20:2-17; Втор. 5:6-21).

 

Этические принципы Джины Махавиры.

Джина Махавира (6 в. до н. э.) – проповедник, современник Гаутамы Будды, основатель джайнизма – древнеиндийской религии. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире.

Существует пять основных этических принципов – обетов, которые должны выполнять последователи этого учения:

1. Не причинять вреда живому (ненасилие).

2. Быть искренним и благочестивым (правдивость).

3. Не красть.

4. Не прелюбодействовать.

5. Не стяжать (не проявлять корыстолюбия).

Принцип «ненасилия» является основополагающим, его несоблюдение делает бессмысленным выполнение других принципов. Его иногда интерпретируют как «не убий», но это понятие шире. Оно означает не причинять вреда или оскорблений всему живому ни непосредственно, ни косвенно. Нельзя помыслить о нанесении вреда кому бы то ни было, нельзя произносить речей, способных обидеть кого-либо. Также следует уважать взгляды других людей.

 

Заповеди Гаутамы Будды.

Будда Шакьямуни, или Гаутама Будда (5–6 вв. до н. э.) – духовный учитель, легендарный основатель буддизма. «Пратимокша Сутра» и другие религиозные трактаты буддистов содержат десять следующих заповедей, оставленных Буддой:

«1. Ты не должен убивать никакого живого существа.

2. Ты не должен красть.

3. Ты не должен нарушать свой обет целомудрия.

4. Ты не должен лгать.

5. Ты не должен предавать секреты других.

6. Ты не должен желать смерти своих врагов.

7. Ты не должен желать богатства других.

8. Ты не должен произносить оскорбительных и бранных слов.

9. Ты не должен предаваться роскоши (спать на мягких постелях или быть ленивым).

10. Ты не должен принимать золото или серебро».

 

Заповеди великого Учителя Иисуса Христа.

Основные Заповеди Иисуса Христа известны всем. Наибольшая Заповедь – возлюбить Господа Бога всем сердцем и всею душою. Вторая – возлюбить ближнего как самого себя. Эти Заповеди Христос дал как дополнение к Заповедям Моисея.

Давайте сравним два текста – из христианского Евангелия и из буддистского трактата.

«Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» – спрашивает один человек Иисуса. – «Соблюди заповеди». – «Какие?» – «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй», – гласил ответ (Мф, 19:16-18).

«Что должен я делать, чтобы получить обладание Бодхи? (знание вечной истины), – спрашивает ученик своего буддистского учителя. – Каков путь, чтобы стать упасака [учеником мудреца]?» – «Соблюдай эти заповеди». – «Каковы они?» – «Ты должен всю жизнь воздерживаться от убийства, воровства, прелюбодеяния и лжи», – отвечает учитель» (Питтакатьяян, кн. III, палийская версия).

Идентичные предписания, не правда ли?
 

Как видим, основные, чистые пути всех религий не имеют различий – только их формы отличаются друг от друга. Следовательно, те, кому важна форма, будут враждовать между собой, а те, кто постиг основы – объединятся на них.
 

Таким образом, когда мы беспристрастно изучаем основы религий и учений, которые были даны в разное время (их разделяют не только столетия, но даже тысячелетия), то убеждаемся в единстве заповеданных основ. Вывод однозначен: у всех религий единый Источник!
 

Учителя приходят и уходят, религии рождаются и затухают, но Нравственные заветы красной нитью, можно сказать, красным тросом, проходят через тысячелетия человеческой эволюции. И у человечества есть будущее, только если мы будем держаться за этот трос Нравственного Закона!

 
« Пред.   След. »